БДТ: под знаком Шиллера

 

 

Вчера спектаклем «Дядюшкин сон» с уникальным актерским дуэтом Алисы Фрейндлих и Олега Басилашвили открыл сезон нежно любимый петербуржцами Большой драматический театр. Его планы на сезон впечатляют чрезвычайно. Четырех спектаклей нужно ждать с особым нетерпением.

 

Начну, что логично, с них. 15 февраля Большому драматическому театру исполнится 90 лет. Отметить это событие художественный руководитель театра Темур Чхеидзе решил не просто официальным вечером и даже не капустником. А серьезным и эффектным жестом - сыграть в этот день премьеру спектакля по трагедии Шиллера «Дон Карлос», которым театр открывался спустя всего чуть больше года после революции. Несмотря на то что жест кажется весьма формальным, спешу вас утешить: Чхеидзе не из тех, кто ради эффекта возьмется за какую бы то ни было пьесу. Тем более что с Шиллером у Чхеидзе - проверенный дуэт. С ним он в БДТ пришел: о «Коварстве и любви» Чхеидзе договаривался еще с Товстоноговым, а вышел спектакль после смерти мастера и держался в репертуаре больше 10 лет при аншлагах. «Мария Стюарт» послужила поводом для размышлений об объективном неблагородстве и бессилии любой государственной власти, это один из тех спектаклей, что работают на авторитет БДТ как классического театра с человеческим лицом. «Дон Карлос», в котором речь идет о борьбе Нидерландов за независимость и в результате - отпадении их от мощной в XVI веке Испании, - просто-таки история наших дней, особенно для Темура Чхеидзе, который летом не мог получить визу в Россию. И те, кто ходит в театр за истиной любовных страстей, тоже разочарованы не будут.

Наконец-то поставит спектакль на Большой сцене один из лучших режиссеров страны Анатолий Праудин - приглашение его на постановку говорит о мудрости и эстетическом чутье Чхеидзе-худрука. Праудин поставит «Месяц в деревне» и, уверяю вас, от тургеневской нудности и сентиментальности не оставит и следа. Чтобы убедиться, отправляйтесь на праудинскую «Даму с собачкой» на Малую сцену БДТ - там вы найдете арбузы, тележки, гейшу, Эрос и Танатос, все те обостренные до предела и достойные сочувствия составляющие действия, которых от театра и ожидают прежде всего.

Режиссер Григорий Дитятковский, старающийся строить интеллектуальный театр, о страстях порой забывающий, уверяет, что разыскал неизвестную пьесу классика довоенной Польши Ярослава Ивашкевича «Идеальный вор». И пьеса эта привлекла его именно присутствием «пронзительной любви». Особенно вдохновляет, что работать режиссер намерен с Мариной Игнатовой: «Федра» Дитятковского с Игнатовой в заглавной роли - пожалуй, лучшая трагедия современной сцены рубежа веков, там возникла та разреженная эстетическая атмосфера, которая обжигала душу, как холодный лед.

А на Малой сцене наконец-то поработает ее формальный руководитель, исключительно профессиональный режиссер и педагог Иван Стависский. Он поставит «Крейцерову сонату». В последнее время он ставил в «Пушкинской школе» у Рецептера да в Театре за Черной речкой. А в родном театре провел читки новых пьес - и тут же покорил столичных организаторов и петербургских критиков серьезностью остроумного подхода. Это как раз то, что требуется для Толстого.

Есть еще один проект, связанный с именем молодого режиссера Егора Чернышова. В Питере он пока создал только коммерческий аттракцион «Ужасы Петербурга», а вот в Выборге и провинции наработал послужной список из десяти названий, где и Достоевский, и проверенные современники - Гришковец и Угаров. Достоевского в БДТ ему никто бы ставить не позволил, но, видно, прослышав о постулате Темура Чхеидзе, неоднократно им озвученном, что современные пьесы должны ставить молодые режиссеры, он и пришел в театр с текстом «Norway. Today» Игоря Бауэршима. Название вроде мудреное, автор - немецкий. И единственное, чем привлекательна эта пьеса, Москвой давно освоенная, - она дает четкое понимание, что на европейской почве подростки сводят счеты с жизнью от избытка всего, а не от недостатка, как в России. Впрочем, возможно и даже наверняка, Бауэршим просто не самый интересный из новых драматургов современной Германии. 

Еще три режиссерских имени внушают гораздо меньше оптимизма. Такое ощущение, что двух  штатных режиссеров - Николая Пинигина и Андрея Максимова - в этом театре держат для культивирования и всяческого ублажения многочисленных народных артистов. С одной стороны, звезд вроде бы ублажать стоит. Но с другой - смотреть на народных артистов в спектаклях этих режиссеров так больно и стыдно, что святых вон выноси. Максимов нынче поставит новую пьесу сегодняшнего петербургского драматурга Сергея Носова «Чудо, что я». Пьеса, по словам Чхеидзе, сочинена по заказу театра. Но с пьесами Носова все не так просто, как кажется на первый взгляд, они требуют режиссерской мысли и структуры - в данном случае, к сожалению. А Пинигин вот, по счастью, возьмется за беспроигрышную французскую комедию «Школа налогоплательщиков», весь текст которой легко расходится на афоризмы. Например: «Те, кто не знает законов, расплачиваются за тех, кто знает законы слишком хорошо».

Ведущая рубрики Жанна ЗАРЕЦКАЯ
 

http://www.vppress.ru/news/2008/10/03/2202/

  статистика

АДМИНИСТРАТОР САЙТА ЛЕНА КРИШАЛОВИЧ

• • • • • ©КИРИЛЛ ЖАНДАРОВ• • • • •

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

 

 

Хостинг от uCoz